Обратная связь

Алексей Мишин: «Туктамышева в «Спартаке» выглядит очень необычно»

Выдающийся тренер Алексей Мишин дал интервью официальному сайту Федерации фигурного катания на коньках России. Приводим из него цитаты.

— Хорошо, что у большинства фигуристов нашей группы есть дачи, можно уехать за город, — сказал заслуженный тренер СССР и России. — Я тоже сижу на даче и использую этот перерыв, чтобы накопить энергию, силу, здоровье…

Встаю, делаю пробежку, проверяю, кто попался в мои рыболовные снасти. Появилось время посадить деревья, кусты, еще чем-то заняться на дачном участке, и я чувствую себя весьма комфортно. Рядом озеро, мы плаваем на лодках, гуляем. Не могу сказать, что ощущаю на себе какое-то угнетение, связанное с карантином, и, думаю, вынужденный перерыв будет способствовать моему оздоровлению, хотя я и так чувствую себя вполне хорошо. Накапливаю голод для работы.

За своих спортсменов я совершенно спокоен, потому что они находятся в руках Татьяны Николаевны Прокофьевой, которая ежедневно проводит онлайн-занятия по хореографии, дает специальные упражнения, необходимые каждому фигуристу. Наши тренеры по ОФП Егор Челышкин и Игорь Афонин прекрасно занимаются по тем общим принципам, которые были сформированы в течение нашей совместной работы, когда каждый день посвящается одному из направлений развития определенных физических качеств.

Могу провести аналогию, хотя любая аналогия не бывает абсолютно точной. Вспоминаю наших выдающихся фигуристов прошлого – Четверухина, Овчинникова, Бобрина, других. Они в свое время также были на передовой сложности исполняемых элементов. Так вот, отпуска тогда были длинные. Некоторые уезжали на отдых самостоятельно или с родителями, были оздоровительные сборы. Потом, когда спортсмены возвращались, бывало, катки еще не работали, «топили» лед. Получалось, в общей сложности, спортсмены не катались около полутора месяцев, а то и больше. Но уже через неделю, максимум дней 10, после того, как выходили на лед, исполняли на тренировках свои ультра-си – ультра-си того времени.

Не думаю, что прошлое поколение было более талантливо, чем нынешнее. Поэтому высказываю предположение, что фигуристы современности также будут выполнять ультра-си через неделю после начала занятий.

В целом, я доволен результатами сезона. Не иначе как «ever green» («вечнозеленая», англ. – Прим. Team Russia) нашу любимую Лизу (Туктамышеву — Прим. Team Russia) назвать не могу. Соня Самодурова показала, что может бороться со временем, и она успешно это делала и, уверен, покажет себя в следующем сезоне.

Если говорить о предстоящем сезоне Лизы, то надеюсь, новые программы станут лучшими в ее спортивной карьере, и это ощущение поможет ей справиться с техническими сложностями. Знаю из собственной практики: уверенность спортсмена в «жизнеспособности» программ напрямую влияет на результат. Когда человек выходит и знает, что у него замечательные программы, он будет лучше прыгать и лучше вращаться.

Как вы отнеслись к тому, что постановка произвольной программы Лизы проходила в режиме онлайн вместе с Юрием Смекаловым?

— Это было мое предложение — привлечь в этом сезоне в качестве постановщика Юрия Смекалова, с которым мы знакомы давно, плодотворно работали. Но инициатива Лизы и Юрия ушла далеко вперед: с помощью целого коллектива разных специалистов они сделали то, чего в фигурном катании еще не пробовал никто. Нам очень хотелось сделать что-то оригинальное. Судя по замыслу и первым наброскам программы, не ошиблись.

— Короткую программу, как уже сказала Лиза, ей ставили Анна Каппелини и Лука Ланотте?

— Да, и это тоже нетривиальный ход. Были предложены две темы — Мадонна и «Спартак». Я двумя руками ухватился за «Спартака». И когда мы попробовали исполнить какие-то фрагменты под эту музыку, то она настолько подошла Лизе, что стало понятно — угадали. И в одной, и в другой программе Лиза выглядит очень необычно.

— По вашему мнению, что отличает чемпиона от простого спортсмена?

— Отвечу не совсем точно на этот вопрос. Какие компоненты должны совпасть, чтобы спортсмен стал выдающимся? Три составляющих: спортсмен должен родиться талантливым, он должен оказаться в нужном месте и в нужных руках.

Пример — Артур Дмитриев. В свое время мне написал мой бывший студент Фанис Шакирзянов, что у него есть способный одиночник. У меня тогда был хороший подбор своих спортсменов, да и Артур был довольно крупным. Я не видел его в одиночном катании. Тогда Шакирзянов связался с Москвиной. И Москвина взяла парня из Норильска. И что получилось? Талантливый спортсмен Артур Дмитриев оказался в Петербурге у Москвиной, где уже тренировались олимпийские чемпионы. Он оказался в правильных руках и выиграл две Олимпиады.

Второй пример. Талантливый Женя Плющенко оказался в нужном месте, в «Юбилейном», в группе с олимпийским чемпионом Алексеем Урмановым, другими замечательными ребятами, и в правильных руках — моих. Дальнейшее известно…

Вспоминаю фильм с Владимиром Высоцким, где играла Марина Влади, «Колдунья» назывался. Так вот если бы прекрасная колдунья осталась в лесу, то ее красоту никто бы не увидел…

 

Еще новости

Перейти к верхней панели