Обратная связь

«Она делает нас счастливыми». Почему мы так любим Евгению Медведеву

Двукратная чемпионка мира и серебряный призёр Олимпийских игр начинает борьбу за личную медаль. А Team Russia находит как минимум пять убедительных причин поверить в успех.

Характер

Женя очень упрямая. С детства. И всегда доводит начатое до конца. Об этом говорит каждый, кто хоть немного её знает.

Тренер Этери Тутберидзе подтверждает: «Она по-хорошему упёртая. В детстве выгоняла её с катка — она через пару минут уже снова была на льду. Пробиралась с противоположного бортика».

Больше всего на свете она не любит, когда её жалеют. Не позволяет этого даже самым близким людям.

«Я могу поплакать. В тишине, сама. Думаю, каждый человек плачет, независимо о того, женщина это или мужчина. У всех бывают сложные моменты. И порой очень тяжело себя сдерживать. При этом мне очень не нравится, когда меня жалеют. Мне не надо говорить: «Ты моя хорошая, ну поплачь — легче станет». Меня это только раздражает.

Для меня слёзы — это не столько проявление слабости, сколько выход эмоций, после которого чувствуешь обновление и понимаешь, что не так всё плохо.

Евгения Медведева, двукратная чемпионка мира

Олимпийский сезон получился очень сложным: смена программы, травма, восстановление, пропущенные финал Гран-при и чемпионат России, обидное второе место на чемпионате Европы (впервые во взрослой карьере) — и ни единой жалобы. Когда-то она услышала от Этери Тутберидзе: «Даже если тебе очень тяжело, вставай и делай дальше. Никогда не останавливайся». И теперь живёт по этому принципу. 

Техника

Первое воспоминание о фигурном катании не самое радостное.

«Мы с тренером разучивали волчок. Это элемент такой, не очень сложный, обычное вращение на согнутой ноге. Но у меня почему-то долго не получалось его выполнить. А девочка, которая была намного младше, сделала всё чуть ли не с первой попытки. Я тогда очень расстроилась».

Но это была не единственная сложность, с которой столкнулась Женя. В ЦСКА, куда её сначала привела мама, часто менялись тренеры. За пять неполных лет она сменила три группы. Добиться результата в таких условиях было непросто, и Женю перевели в другую школу, в группу к Этери Тутберидзе.

Здесь первое время поводов для расстройства было ещё больше. Нового тренера категорически не устраивали прыжки. Больше всего — сальхов и аксель. Их пришлось переучивать. И если с первым проблем не возникло, то аксель периодически портит жизнь до сих пор. Он никак не давался в первом взрослом сезоне. Срывы случались на этапах Гран-при в России и Америке и даже на чемпионате Европы.

В женском одиночном катании нет более сложного прыжка. Он исполняется с движения вперёд, и потому в нём всегда не целое число оборотов, а немного больше. Проще говоря, когда судья видит в протоколе аксель в два оборота, на льду фигуристка накручивает два с половиной.

В этом году именно аксель подпортил впечатление от произвольной программы на этапе в Москве. Женя оставила его на финал программы — так за сложный элемент можно получить больше баллов — и не справилась. На итоговых оценках тогда это не отразилось. А вот помарка на акселе во время короткой программы на предолимпийском чемпионате Европы стоила золотой медали — Женя впервые за три года выиграла только серебро.

В командном турнире на Олимпийских играх в Пхёнчхане Медведева была безупречна, чисто исполнила все прыжки и установила очередной мировой рекорд. Это неудивительно. В её программах много уникальных элементов. Главные фишки: тано — прыжок с поднятой рукой и риппон — с двумя руками наверх.

Такая манера исполнения высоко ценится судьями из-за дополнительной сложности. Выполняя любой прыжок, спортсмены всегда группируются с помощью рук. Когда руки наверху, сделать это, естественно, невозможно. Зато можно получить хорошую надбавку — плюс два балла при чистом выезде с тано. Дополнительные 10% к общей сумме Женя получает за то, что отправляет большинство прыжковых элементов во вторую часть программы. Кроме того, она одна из немногих, кто собирает в каскад флип и тулуп, а иногда — сразу три тройных.     

Сейчас в мире есть только одна фигуристка, способная составить Медведевой внятную конкуренцию. Это Алина Загитова. Базовая оценка её программ выше. Она тоже исполняет тано и риппон, а ещё прекрасно справляется с самым сложным в современном женском катании каскадом: тройной лутц — тройной риттбергер.

Выразительность

Медведевой повезло с тренером и постановщиками. Они всегда прислушивались к мнению фигуристки и не ставили перед ней невыполнимых актёрских задач. У Этери Тутберидзе по этому поводу довольно чёткая позиция — 15-летняя девочка не может и не должна изображать трагическую любовь. Сначала нужно повзрослеть. Отчасти именно поэтому первое время главной в программах Жени была тема внутренней борьбы и перемен.

Один из самых мощных образов — в программе «Слышу/не слышу». Когда-то она показалась недостаточно драматичной Юле Липницкой. Женя выиграла с ней свой первый взрослый финал Гран-при, чемпионат Европы и чемпионат мира.

«Это была программа-откровение, – вспоминает постановщик Илья Авербух. – Наверное, у каждого из нас есть такие чувства и переживания, которыми очень хочется поделиться. Но нам страшно остаться непонятыми, поэтому мы держим их в себе. В нашей программе эти чувства символизировала музыка, которую Женя прятала от всех. Но в какой-то момент она поняла, что так дальше нельзя, оторвала руки от ушей — и музыка вырвалась на свободу. Женя переборола страх и просит нас сделать то же самое, услышать друг друга и не закрываться».

Через год задача усложнилась.

«Мы выбрали музыку из фильма, посвящённого событиям 11 сентября в США. Но история не только об этом. Она о том, насколько мы беззащитны, — объясняет Авербух. — В начале программы Женя провожает своего любимого человека на работу в полной уверенности, что вечером они увидятся вновь, а потом узнаёт из новостей, что произошла трагедия, но верит — всё будет хорошо. В самом конце раздаётся телефонный звонок. Каждый зритель может сам решить, что произносит голос на том конце провода». По ходу сезона Женя несколько раз пересматривала сюжет программы. А потом решила — готова создавать трагические образы.

В олимпийском сезоне появилась «Анна Каренина». В команде Медведевой решили, что она доросла до сложных классических тем. И это очень верное решение. Олимпийская программа тем успешнее, чем ближе и понятнее зрителям и судьям.

Правда, Каренина у Жени получилась совершенно особенной.

Она игривая, она может быть дерзкой, заигрывать и одновременно страдать. Это натура каждой женщины. Для меня она эталон женской красоты и женского внутреннего мира.

Евгения Медведева, двукратная чемпионка мира

Репутация

Сама Медведева за последние три года стала эталоном в женском одиночном катании.

Никто не может похвастаться такой стабильностью — Женя выиграла 16 стартов из 17, установила (и переустановила) сразу несколько мировых рекордов.

В фигурном катании это особенно важно. Здесь судьи часто придерживают баллы, рассматривая компоненты и актёрские способности вчерашних юниорок. Зато щедро оценивают более опытных и титулованных участниц. Личные соревнования на этих Играх Женя начинает, имея в запасе олимпийское серебро за командные достижения и новый мировой рекорд. Она безоговорочный лидер. А главную соперницу — Загитову — судьи только-только узнают.

Мотивация

Медведева никогда не рассуждает о победах и не даёт громких обещаний, по крайней мере вслух. Последние пару лет о её олимпийской медали говорили все, кроме самой Жени. Она просто хорошо делает то, что любит. О том, что фигурное катание — это всерьёз и надолго, она впервые подумала после своего первого чемпионата России, ещё в 11 лет.

«До сих помню те соревнования. Я тогда очень хорошо откатала произвольную программу. И впервые почувствовала, что фигурное катание — это моё, что я могу конкурировать с другими девочками. И это доставляет мне удовольствие.

Сейчас, конечно, сложнее. Фигурное катание развивается очень стремительно. Женское по уровню сложности элементов уже догоняет мужское. Мужчины вообще выходят на какой-то нереальный уровень. Для меня главное — продолжать работать. И понимать, что я делаю это хорошо. Фигурное катание приносит мне удовольствие всегда, даже в самые тяжёлые моменты. Это вообще особый кайф — когда преодолеваешь себя».

«Она делает нас счастливыми». Почему мы так любим Евгению Медведеву. Изображение номер 1
«Она делает нас счастливыми». Почему мы так любим Евгению Медведеву. Изображение номер 2
«Она делает нас счастливыми». Почему мы так любим Евгению Медведеву. Изображение номер 3
«Она делает нас счастливыми». Почему мы так любим Евгению Медведеву. Изображение номер 4
«Она делает нас счастливыми». Почему мы так любим Евгению Медведеву. Изображение номер 5

Лучше всех о том, почему Женя так нужна современному спорту, говорит заслуженный тренер Татьяна Анатольевна Тарасова: «Она делает нас счастливыми». Всё просто. 

Использованы цитаты из материалов «Матч ТВ» и PROспорт.

Перейти к верхней панели