Обратная связь

Российские синхронистки не проигрывают больше 17 лет. Как это возможно

Team Russia — о феномене синхронного плавания в России.
В 2000 году на Олимпийских играх в Сиднее россиянки завоевали первое золото и в группе, и в дуэте. С тех пор на Играх команда не отдаёт соперницам ни одной медали высшего достоинства.

За два года до Олимпийских игр в Токио её состав серьёзно обновился: сменилась солистка, участницы дуэта и большая часть группы. Но на чемпионате мира по водным видам спорта, который проходил в Будапеште, результат остался неизменным.

Светлана Колесниченко, которая теперь отвечает за соло, была настолько убедительна, что её техническую программу судьи оценили почти на два балла выше, чем программы соперниц. Отрыв в соревнованиях дуэтов и групп тоже внушительный. О главных секретах самой титулованной сборной рассказали многократные олимпийские чемпионки Наталья Ищенко и Светлана Ромашина, которые теперь готовятся тренировать.

Российские синхронистки не проигрывают больше 17 лет. Как это возможно. Изображение номер 1

Про тренировки на берегу и в воде

Когда нет крупных соревнований, девушки тренируются на воде один раз в день. В 7:45 — лёгкая разминка у бортика, в 8:00 — прыжок в воду. В 12:30 на смену бассейну приходит зал.

«Основной упор на пресс и спину, — рассказывает Наталья Ищенко. — В синхронном плавании своя специфика, растяжку важно показать мышцами, а не как в художественной гимнастике, потому довольно много времени уделяется силовым упражнениям. После такой работы — обязательно массаж».

Во время подготовки к крупным соревнованиям добавляется вечерняя тренировка в бассейне. Она начинается в 18:00 и заканчивается в 22:00. Дальше свободное время, которое обычно тратят на сон — ни на что другое сил просто не остаётся. Выходной — раз в пять дней, независимо от дня недели.

Постановка новых программ начинается в октябре-ноябре.

Первый публичный показ не раньше, чем через полгода, обычно в апреле. Сами девушки вместе с тренером просматривают все элементы, не выходя из воды. Кроме того, каждую тренировку снимают на видео. Используют даже замедленную съёмку, правда, в кадр попадает только надводная часть программы. Движения под водой контролируют сами спортсменки и тренеры.

— Мы не имеем права представлять зрителям неотшлифованные программы, — объясняет Ромашина. — Сборная России всегда должна быть лучшей. Для нас любое место кроме первого — провал.
Российские синхронистки не проигрывают больше 17 лет. Как это возможно. Изображение номер 2

Про сложности

Несмотря на то что большую часть профессиональной жизни синхронистки проводят в воде, именно обезвоживание — один из главных рисков.

«Нас с детства приучали пить во время тренировок воду, — говорит Светлана Ромашина. — Должны выпивать не меньше 500 мл. У нас очень интенсивные нагрузки, организм теряет много воды, и её запасы нужно постоянно пополнять. После тренировки пьём ещё и спортивные напитки. Они помогают восполнить запасы микроэлементов. Тот же кальций вымывается очень быстро, начинает болеть спина».

Ещё одна проблема — практически непрерывный контакт с водой.

«Сейчас, конечно, в бассейнах почти никто не использует хлорку, но мы в воде проводим больше восьми часов в день, и кожа сильно сохнет. Одними кремами здесь не обойтись — нужно поддерживать баланс изнутри. Но вообще тяжелее всего глазам. У нас все выступают без очков, значит, тренироваться должны тоже без них. При этом закрывать глаза нельзя — есть риск сбиться и расстроить программу, — рассказывает Наталья Ищенко. — Если бы меня попросили сделать набор, без которого невозможно обойтись на тренировке, я бы обязательно включила туда питьевую воду, шоколадку и капли для глаз».

Российские синхронистки не проигрывают больше 17 лет. Как это возможно. Изображение номер 3

Про критерии оценки

Оценивая каждую программу, судьи прежде всего обращают внимание на синхронность. Но не только: огромное значение имеют также скорость выполнения элементов и высота выхода из воды. На тренировках каждый из этих показателей прорабатывают отдельно.

«Спортсменки должны работать в одном ритме. В этом смысле тяжелее всего дуэтам. Там каждый элемент очень хорошо просматривается, судьи могут увидеть малейшую неточность. Когда мы выступали с Наташей, дошло до того, что могли работать без счёта, — говорит Светлана Ромашина. — В группе без счёта нельзя — слишком много человек. Там всегда кто-то считает под водой. Мы это называем «мычать под водой», устраиваем прослушивания и выбираем ту, у которой громче всех получается.

Кроме того, чтобы выработать чувство ритма, обязательно нужно ходить на танцы, а перед погружением в бассейн — пройти всю программу в зале, сидя на шпагате, например, чтобы сэкономить время на растяжку, а потом у кромки бассейна — на руках. Так будет лучше работать мышечная и музыкальная память».

Чем быстрее девушки двигаются под водой, тем больше кислорода они тратят, поэтому во время плавательных тренировок активно развивают лёгкие.

— Есть одно упражнение — «8 по 50 на задержке дыхания». Делаешь глубокий вдох, проплываешь бассейн 50 метров, потом дышишь 10—15 секунд — и в обратный путь, но уже без дыхания, и так восемь раз.
При этом в правилах есть ограничения: не больше 45 секунд за одну связку под водой без дыхания.

«В программах обычно очень рваный ритм, — объясняет Ищенко. — Связки под водой, естественно, выполняются на задержке дыхания — это чуть больше половины программы. На выходе из-под воды хочется отдышаться, но хореография такая сложная, что иногда невозможно не то что сделать вдох — подумать об этом. В итоге выступление часто заканчивается практически на автопилоте — кислорода не хватает и сил не остаётся».

Российские синхронистки не проигрывают больше 17 лет. Как это возможно. Изображение номер 4

Про артистическое плавание вместо синхронного и хайлайты

На чемпионате мира в Будапеште было принято очень важное решение. Теперь синхронное плавание официально называется артистическим. И у FINA была как минимум одна серьёзная причина сменить название.

После Олимпиады в Барселоне, когда в программу соревнований впервые добавились групповые программы, сольные выступления исключили из турнира. Это произошло как раз из-за названия вида спорта — синхронность предполагает участие минимум двух спортсменов, но не одного. Нынешнее решение FINA, возможно, вернёт сольные выступления в программу Олимпийских игр.

Пока все ждут ещё и изменений в правилах судейства, к дебюту на чемпионатах мира готовится новая дисциплина — хайлайты. Это двухминутные упражнения, в которых участвуют десять спортсменок, которые должны показать минимум четыре обязательных типа акробатических элементов. Увидеть всё получится уже в 2019 году.