Обратная связь

«ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ» ПОКОРИЛО «ЗОЛОТОГО ОРЛА». РЕАЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ В ФИЛЬМЕ

В Москве прошла почетная церемония вручения кинопремий "Золотой орел" по итогам 2018 года, на которой одним из главных лауреатов стала спортивная драма "Движение вверх" - фильм про олимпийскую победу советских баскетболистов в Мюнхене победил в шести номинациях.

Среди них «главная мужская роль» — Владимиру Машкову, сыгравшему тренера Гаранжина, и «мужская роль второго плана» — в этой категории был отмечен Кирилл Зайцев, воплотивший в фильме образ Сергея Белова. Также «Движение вверх» выиграло награды за лучший монтаж, операторскую работу, визуальные эффекты и работу звукорежиссера.

Ранее фильм также вошел в историю, первым из российских кинопроектов собрав в прокате свыше 3 миллиардов рублей. На данный момент это самая кассовая лента российского кино. Она снята очень эффектно, с применением новейших технологий и приемов.

Но при этом «Движение вверх вызвало и полемику — вдовы тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова даже подавали на создателей «Движения вверх» в суд за искажение исторической правды. Сами авторы картины, режиссер Антон Мегердичев и сценарист Николай Куликов, не отрицают, что слегка приукрасили действительность, но не видят в этом проблемы – фильм является художественным, а не документальным, хоть в его основе и лежат одноименные мемуары Сергея Белова. Что же в этой яркой картине не соответствует истине?

1. СТИЛЬ БАСКЕТБОЛА

Техника игры в «Движении вверх» адаптирована для современной массовой публики. Первое, что бросается в глаза – обилие данков, или бросков сверху, и эпизод с разбитым щитом. Это красивая мистификация. В советском баскетболе традиции забивать сверху тогда не было, а, например, в американском студенческом баскетболе слэм-данки запрещались правилами.

Впрочем, по словам Мегердичева, его задачей было показать баскетбол как явление, а не слепо копировать стиль игры начала 1970-х. Для массового зрителя все это нюансы, не влияющие на доверие к рассказанной на экране истории. Кроме того, баскетбол никто и никогда не снимал так, как Мегердичев, поэтому картинка изначально является непривычной для баскетбольных болельщиков.

2. ОПЕРАЦИЯ ДЛЯ СЫНА КОНДРАШИНА

Это, собственно, та самая линия, из-за которой режиссеру пришлось изменить фамилию главного тренера сборной СССР с Кондрашина на Гаранжина. У Владимира Петровича действительно был сын Юрий, с детства страдавший церебральным параличом. Но тренер не планировал делать ему операцию за границей и не собирал на нее деньги. Соответственно, наставник не отдавал накопленные для сына средства на лечение Александра Белова и баскетболисты не компенсировали Кондрашину деньги из своих призовых в раздевалке.

Вдове тренера удалось уговорить режиссера убрать из сценария эпизод, в котором Кондрашин ради сына нелегально торгует валютой, но в целом душещипательный сюжет, в котором очень мало правды, остался. Дабы избежать обвинений в клевете, авторы картины пошли на изменение фамилии тренера.

Александр Белов

3. ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ АЛЕКСАНДРА БЕЛОВА

Известно, что гениальный баскетболист Белов скончался в 26 лет от редкого онкологического заболевания – саркомы сердца. Но во время Олимпиады-1972 в Мюнхене великому центровому было всего 20 лет, и его страшная болезнь еще не проявилась. Диагноз, о котором говорится в фильме, относится к более позднему периоду жизни Александра.

«В 1972-м Белов был абсолютно здоров, – признает режиссер. – Но в 1976-м он был уже болен. Это к вопросу о времени и месте. Но мы позволили себе поместить эту историю в рамки Мюнхена. Как мне кажется, это ни в коей мере не оскорбляет память наших величайших спортсменов».

4. МАТЧ ПРОТИВ АМЕРИКАНСКОЙ ШПАНЫ

В фильме рассказывается о том, как, попав в Америку, советские баскетболисты вдруг решают сыграть в Гарлеме с местными хулиганами, поставив на кон привезенную контрабандой черную икру. В итоге наши уступают неизвестным пацанам, после чего с горя идут в бар и напиваются. В действительности ничего такого не было. В мемуарах Сергея Белова о подобной истории нет ни строчки. И, естественно, эта мифическая попойка не могла повлиять на состояние здоровья Александра Белова.

Данный ход от начала и до конца – выдумка сценариста, который в целом склонен преувеличивать тот пиетет, который питали к американскому баскетболу и Кондрашин, и его подопечные. Например, в 1959-м и 1963-м сборная СССР обыгрывала сборную США на чемпионатах мира, и это не считалось суперсенсацией.

5. ОБЕЩАНИЕ ПОБЕДЫ НАД США

Тренер сборной в «Движении вверх» публично обещает обыграть в Мюнхене «непобедимых» американцев, поставив на кон свою карьеру и карьеры своих подопечных. В реальности никаких обещаний на пресс-конференциях в 1972 году Кондрашин не давал. Тем более, что советских спортивных чиновников на тот момент устроил бы и просто выход в финал.

Популярность баскетбольной сборной была намного меньше, чем у хоккейной или футбольной национальных команд, поэтому ажиотажа относительно олимпийского результата баскетболистов на государственном уровне быть не могло. И уж тем более в Мюнхене никто не планировал отказаться от финального баскетбольного матча с американцами. Во всяком случае, до выхода в свет «Движения» об этом никто не догадывался.

Сборная СССР после победы в финале Олимпийский игр-72 по баскетболу.

6. ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНДРАШИН И АНТИСОВЕТЧИК ПАУЛАУСКАС

Люди, знавшие Кондрашина, уверяют, что фигура «железного человека», созданная в фильме, не соответствует действительности. Это, скорее, собирательный образ всех советских специалистов. Владимир Петрович же был необщительным и очень погруженным в себя.

В то же время капитан сборной литовец Модестас Паулаускас представлен в фильме диссидентом и русофобом, который готовил побег за границу. Это тоже собирательный образ «злобного прибалта», причем не из начала 1970-х, а из конца 1980-х. Об антисоветских настроениях реального комсомольца, а впоследствии – детского тренера Паулаускаса ничего неизвестно. Больше того, Паулаускас и в 1990-х тепло отзывался о советских временах в целом, и о русских людях – в частности.

7. ЛИНЗА ЖАРМУХАМЕДОВА И БАСКЕТБОЛИСТКА ИЗ БУДУЩЕГО

Центровой Алжан Жармухамедов действительно плохо видел, но первые контактные линзы по индивидуальному заказу были изготовлены ему уже после Мюнхена. История с потерянными в ходе игры линзами произошла уже после Олимпиады-1972. Она передвинута во времени волей сценариста, так же, как и болезнь Александра Белова.

Еще один пример «путешествия во времени» – появление в Мюнхене в составе советской делегации баскетболистки и одновременно девушки Александра Белова. Такого не могло быть, поскольку женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал в 1976 году, а включение в состав делегации родных и близких спортсменов не практиковалось ни тогда, ни сейчас.

Впрочем, несмотря на все исторические неточности, фильм стал невероятно успешным и получил признание как у зрителей, так и у профессиональных баскетболистов. В нем много фактов и спорта, он вызывает сильные эмоции, великолепно снят и смотрится на одном дыхании. А что касается приукрашенных сцен, то каждый создатель имеет на них право, не так ли?