Обратная связь

Мушкетёры, пираты и Арья Старк. Тимур Сафин и Софья Великая смотрят фехтование в кино

Team Russia — о том, как орудуют шпагами, саблями и мечами актёры, и что об этом думают олимпийские чемпионы Тимур Сафин и Софья Великая.

«Д’Артаньян и три мушкетёра»

Драки и бои в картине Юнгвальда-Хилькевича ставил каскадёр Николай Ващилин. Он посещал ту же секцию дзюдо, что и Владимир Путин, становился двукратным чемпионом СССР по самбо среди молодёжи и работал агентом КГБ. Как вспоминает Ващилин, его попросили «украсить фильм скачками, драками и разными вывертами, чтобы всё было как в заправдашном кино — но всё под музыку, и всё весело, без крови».

Впрочем, само слово «фехтование» в трюковых расценках, с которыми имел дела Ващилин, даже не упоминалось — речь шла о «драках с оружием».

Давно ставивший трюки Ващилин погрузился в фехтование и даже отобразил приверженность гвардейцев кардинала и мушкетёров короля разным фехтовальным школам. Первые применяли уколы, вторые — «новомодную итальянскую школу, то есть преимущественно рубящие удары».

«И те и другие при сближении после первой атаки часто должны использовать захваты оружия и удары гардой, — объясняет Ващилин. — То есть фехтовальные поединки планировались мною короткими, построенными на одном-двух ударах. Отскоков и передвижений шагами использовать не хотелось. Во-первых, это дополнительная трудность для оператора. Во-вторых, это непрактично в групповом бою. Да и все групповые бои носили гротесковый характер: одним ударом — семерых. В-третьих, уровень фехтовальной подготовки актёров при такой концепции легко позволял строить энергичные поединки. Кроме того, Хилькевич пригласил на роль капитана гвардейцев кардинала де Жюссака актёра, мастера спорта СССР по рапире Владимира Балона, и фехтовать ему на рапире было логично и легко».

Говорили, будто именно Балон ставил бои в «Мушкетёрах» — но нет, этим занимался Ващилин. Он отмечает, что рапирист Балон не хотел и не мог переучиваться на работу со шпагой. Самым подготовленным из мушкетёров Ващилин называет Михаила Боярского.

Мушкетёры, пираты и Арья Старк. Тимур Сафин и Софья Великая смотрят фехтование в кино. Изображение номер 1
К съёмкам в картине (и конкретно к боевым сценам) Ващилин привлекал даже криминальных авторитетов — например Костю Могилу (настоящая фамилия Яковлев) и Женю Топорова.

«Каскадёры в 1978 году — это спортсмены, состоящие в картотеке киностудий, — рассказывал Ващилин в интервью ЗАКС.ру. — Костя и его дружок Топоров были мастерами спорта (Костя — по борьбе, Топоров — по боксу). И они со мной ездили во Львов сниматься в спортивной массовке (то есть каскадёрами), играли гвардейцев».

Тимур Сафин, олимпийский чемпион в рапире — в интервью Team Russia: «Фильм “Три мушкетёра”, в принципе, и сподвиг меня на то, чтобы пойти в фехтование, посмотреть его и начать им заниматься. Тогда фехтование было не очень популярным видом спорта, им занимались немногие. Но благодаря “Мушкетёрам” я захотел попробовать, ощутить эмоции, которые испытывают бойцы во время боя. Так я и пошёл в фехтование и до сих пор наслаждаюсь им.

Герой, который сподвиг меня пойти в фехтование, — разумеется, д’Артаньян. Разумеется, это фехтование в большей степени артистическое, постановочное, чем профессиональное. Я всё же занимаюсь чуть другим видом спорта, чем тот, что показывают в кино».

Софья Великая, чемпионка мира и Олимпийских игр — в интервью Team Russia: «Как у фехтовальщицы у меня самые стойкие киновоспоминания связаны с “Тремя мушкетёрами”. И я не только про нашу версию: есть и старая французская экранизация Дюма. Там все сцены очень красиво поставлены. Могу назвать многие французские фильмы, где преобладает фехтовальное мастерство.

И в “Пиратах Карибского моря” есть любопытные эпизоды. Но ассоциации с настоящим фехтованием у меня вызывают больше старые фильмы, чем современные. Сейчас этого оружия-то и не используют».

Виктор Кровопусков, четырёхкратный олимпийский чемпион по фехтованию — в интервью «Р-Спорту»: «Никакого фехтования в кино нет. Не надо путать сценическое фехтование со спортивным. Вы видели, как фехтуют в “Д’Артаньян и три мушкетёра”? Это и правда смешно. Это мюзикл! И совсем необязательно там всё делать по правилам спортивного фехтования».

«Принцесса-невеста»

«Приветствую, я Иниго Монтойя. Вы убили моего отца. Приготовьтесь умереть», — эта коронная фраза из американского фильмы «Принцесса-невеста» принадлежит мастеру фехтования. В основу фильма Роба Райнера лёг одноимённый роман Уильяма Голдмана — он же выступил автором сценария. Иниго Монтойя — один из бандитов, которые похищают главную героиню Лютик в исполнении Робин Райт. Ради роли Иниго бродвейский актёр Мэнди Патинкин всерьёз обучался фехтованию — чуть ли не на профессиональном уровне. То же самое пришлось пройти и британцу Кэри Элвесу — батраку Уэстли, сопернику Монтойи в решающей схватке.

Сценарий требовал от Патинкина и Элвеса уровня «лучших фехтовальщиков Европы». С ними занимался британский саблист Боб Андерсон, по завершении спортивный карьеры ставший каскадёром (он бился в «Звёздных войнах» в обличии Дарта Вейдера). Благодаря Андерсону Патинкин и Элвес легко меняли руки по ходу боя и демонстрировали другие сложнейшие фехтовальные трюки. Правда, в финале картины, во время другой батальной сцены, Патинкин проткнул ногу Кристоферу Гесту, исполнявшему роль графа Ругена.

«Пираты Карибского моря»

Вы наверняка помните бой капитана Джека Воробья и Уилла Тёрнера в начале «Проклятия чёрной жемчужины». Пират явно не ожидает, что юный кузнец так искусно владеет холодным оружием, и нарывается на отпор. Режиссёр Роб Маршалл подошёл к этому эпизоду со знанием дела: в колледже он немного занимался фехтованием. В интервью «Коммерсанту» Маршалл так вспоминал подход Джонни Деппа к бою с героем Орландо Блума: «Он внимательно смотрит, как трюкачи работают сцену фехтования, и через пять секунд вытанцовывает её точно, до мелочей, повторяет всю пластику сцены».

В заключительной на сегодня части «Пиратов», «Мертвецы не рассказывают сказки», фигурирует сын Уилла Тёрнера Генри. Разумеется, и он умело владеет шпагой. Чтобы отточить сцены с фехтованием, исполнитель роли Генри Брентон Туэйтс прибыл на место съёмок, в Австралию, заранее. В течение двух недель Туэйтс работал с каскадёрами и Джеффри Рашем (капитан Барбосса).

Тимур Сафин: «В “Пиратах Карибского моря” много сцен с фехтованием. Только там не спортивное фехтование, а бои на мечах, саблях. Это тоже, конечно, радует — что эти моменты показывают, что я занимаюсь спортом, в какой-то степени похожим на вот эти бои из давних лет».

«Роб Рой»

Герои-антагонисты в исполнении Лиама Нисона и Тима Рота сошлись в бою в решающей сцене «Роба Роя» (фильм снят по роману Вальтера Скотта). Искусный фехтовальщик Арчибальд Каннингем (Рот) орудовал лёгкой рапирой (в начале он сразил ею противника, вооружённого палашом), а Роб Рой Макгрегор — брутальным мечом. Их схватка проиллюстрирована крайне реалистично — точно продемонстрирована, в частности, разница в оружии.

«Капитан Алатристе»

Как в картине по циклу Артуро Переса-Реверте было обойтись без фехтования? Заглавная роль Диего Алатристе досталась Вигго Мортенсену, за пару лет до того исполнившему Арагорна в трилогии «Властелин колец». В «Алатристе» Мортенсен орудует шпагой и бьётся в старой испанской манере.

«Игра престолов»

Каждый может выбрать файт-сцену из монументального сериала по фэнтези Джорджа Р. Р. Мартина. Обучение Арьи Старк фехтованию, её заключительный бой с Бриенной Тарт, бой Бриенны с Сандором Клиганом (Псом)…
Впрочем, в документальном фильме «Назад к истокам» о людях, занимающихся историческим европейским фехтованием HEMA, кинематографическое фехтование нещадно критикуется — и в частности, бои из «Игры престолов». Как и в других фильмах о Средневековье, в «Игре престолов» бои выглядят зрелищно и натурально только благодаря динамичному монтажу. На самом деле противники даже не пытаются задеть друг друга, а бьют только мечами об мечи.

Софья Великая: «Мне нравятся многие фильмы про единоборства, я слежу в них за взаимодействием спарринг-партнёров. Ценю в кино и рукопашный бой. Всё начиналось ещё с фильмов с Брюсом Ли, Чаком Норрисом. Мои два брата любили всех этих культовых персонажей, так и я пристрастилась.

Обращала внимание на все нюансы с единоборствами. Никогда не хотела повторить то, что видела. Просто было интересно, как это можно делать. Чудо-люди! Уже потом, когда я стала заниматься фехтованием, увидела настоящие спортивные бои. От сценических они отличаются колоссально. И там и там есть своя специфика.

Я поклонница Marvel, такой детской фантастики, но не кровавой. Сейчас ребёнок у меня тоже фанатеет по мультикам, фильмам, игрушкам [героев Marvel]. Я 20 лет в фехтовании, а на его присутствие в кино я не особенно обращаю внимание. Всё-таки мне далеко не только фехтование интересно! Наоборот, всё, кроме него — то, с чем я по роду своей деятельности не взаимодействую».

Перейти к верхней панели