Обратная связь

Александр Цыпкин: «Петербург живет одним днем, который длится 300 лет»

Разговор о доме, кино, звездах и спорте.

300 выступлений в 15 странах мира, 58 актеров, 140 000 зрителей, пришедших в театры и уже несколько миллионов просмотров на YouTube – все это 4 года «БеспринцЫпных чтений». Родились они из шальной идеи читать со сцены грустные и веселые рассказы, пришедшей в голову Александру Цыпкину, современному писателю и драматургу. С тех пор немало воды утекло, и на счету Александра уже несколько книг, которые годами держатся в топе продаж, сценарии, фильмы, спектакли, литературно-образовательные проекты – все и не перечислишь. А еще Цыпкин работает с ведущими российскими благотворительными фондами, является экспертом по PR и коммуникациям, и, конечно, хедлайнером светской хроники. Это интервью мы взяли прямо накануне двух премьер – пьесы-балета «Три товарища?» в «Приюте комендианта» и спектакля «Burnt in the USSR» в московском Гоголь-центре.

— Противостояние Питера и Москвы будет всегда в силу того, что два города до сих пор не могут договориться, кто из них столица. Безусловно, завидуют друг другу по разным причинам, потому что уж очень сильно о тличаются: то, чего нет в одном городе, есть в другом, и наоборот. Особенно тяжело людям, которые Разговор о доме, кино, звездах и спорте родились в Москве и переезжают в Питер, или питерцам, перебирающимся в Москву. Их плохо принимают здесь, и они предатели там. Но бывают исключения. Например, я (смеется). Меня отпустили с Богом – вероятно, всех достал в Питере. И в Москве, в общем-то, приняли хорошо – не успел никому надоесть,  поэтому воспринимаю себя, наверное, московским питерцем и питерским москвичом. Что касается спортивного противостояния, то в связи с тем, что я в основном болею за «Барселону», мне сложно выбрать. Но, конечно, родные для меня – питерские клубы, «Зенит» и СКА.

Периодически хожу на матчи, тихонечко сижу и про себя где-то внутри болею, потому что окружают меня, естественно, болельщики московские, друзья. Так как я еще не совсем здесь обосновался, то мне пока не хочется рисковать лишний раз. А где-то дома на диване кричу: «Зенит! Зенит!» У меня есть рассказ «Этюд спортивно-бордельный». В нем нашло свое отражение футбольное противостояние Москвы и Петербурга в очень неожиданном ракурсе: основная фабула в том, что в питерском публичном доме поспорили чуть ли не насмерть болельщики «Зенита» и «Спартака». С этого рассказа, можно сказать, началась моя московская история!

— На ваших концертах – полные залы, театры забиты, на художественные выставки – очереди. На спортивных мероприятиях за рубежом, в Европе, а особенно в Америке – тоже биток. У нас дело обстоит хуже. Клубы вынуждены плясать танцы с бубнами, чтобы болельщик пришел, хотя на ЧМ-2018 все было отлично. Как думаете, почему так, и изменится ли что-нибудь в ближайшем будущем?

— Во-первых, спортивные мероприятия чаще всего предполагают очень большие стадионы, которые сложнее заполнить, чем концертный зал. Во-вторых, основная причина, наверное, банальная: недостаточно денежных средств у людей. Хотя, мне кажется, хоккей и футбол – более-менее посещаемые, особенно в крупных городах. Не так уж много развлечений у нас. По большинству видов спорта (не берем, наверное, только хоккей), уровень наших чемпионатов все-таки ниже, чем то, что можно посмотреть по телевизору. И поэтому, возможно, люди очень часто выбирают условный просмотр матча «Барселона»–«Реал» или «Ливерпуль»–«Челси», нежели матчи наших отечественных команд. Повторюсь: это в меньшей степени касается хоккея. Плюс пока еще, я думаю, маркетинг спорта недостаточно хорош – а ведь когда-то, помню, и чемпионат России по лыжным гонкам с удовольствием смотрел. Сейчас огромное количество потенциальных зрителей находятся в киберспорте. Вот там баталии! Меняется мир, и огромное количество людей уходит в такие симуляторы, смотрит компьютерные игры, в том числе киберспортивные соревнования. Это было удивительно для меня. Но что делать? Цивилизация развивается!

— Как относитесь к череде «гендерных» весенних праздников – отмечаете, раздражает, все равно?

— Уверен, что противостоять гендерным праздникам и считать, что это какой-то атавизм, просто смешно! Или вот еще говорят такую глупую фразу: «У меня для жены праздник каждый день, поэтому 8 марта я могу ее не поздравлять». Это все вранье! Мы чаще всего в рутинных своих делах забываем одаривать вниманием своих близких, и поэтому здорово, когда появляется еще один законный повод. При этом, как вы понимаете, все эти праздники с точки зрения их происхождения не имеют особого отношения к итоговому результату. Поздравление мужчин 23 февраля уже совсем мало соотносится с датой о снования Красной Армии во время Гражданской войны. Большинство поздравляющих и поздравляемых даже не очень и понимают, что было во время Гражданской войны. Более того, очень многие из поздравляемых, в ту войну, возможно, пошли бы в Белую армию, а не в Красную. То же и с 8 марта. Кто помнит Клару Цеткин и Розу Люксембург? Та же история со Святым Валентином, который на самом деле покровитель не только влюбленных, но еще и людей, страдающих эпилепсией, что, конечно, символично. Просто людям нужны причины для праздника! Я все эти праздники отмечаю, себя прошу с 23 февраля особо не поздравлять, несмотря на то, что, конечно же, как у любого студента, у меня есть воинское звание запаса. Считаю этот праздник в большей степени военным, но, тем не менее, если вдруг мне подарят пену для бритья дома, то я не буду кричать и топать ногами.

— Когда-то вы были зрителем, как и большинство наших читателей, теперь же – смотрите на огни рампы со сцены, вместе с совершенно невероятными людьми: Константином Хабенским, Ингеборгой Дапкунайте, Сергеем Гармашом, Анной Михалковой и другими отличными актерами. Расскажите, что больше всего удивляет в этом процессе? Сложно с ними или легко?

— Наверное, самым большим открытием для меня именно вот на этом этапе моей жизни, творческом, стало то, что люди, на которых мы смотрим с неким трепетом, страхом и каким-то излишним, может быть, пиететом, в общении самые обычные, замечательные, приятные люди, легкие и уважающие тебя. Рад, что у меня сложились просто теплые человеческие отношения и с Константином Хабенским, и с Ингеборгой, и с Аней, и со всеми остальными. И они ничем не отличаются от обычных людей. Мне приятно, что они выбирают мои рассказы для того, чтобы читать их со сцены. Для меня это показатель и определенного их качества. Потому что я отдаю себе отчет, что тот же самый Константин Юрьевич Хабенский не стал бы читать то, что ему не понравилось бы. В остальном я просто получаю огромное удовольствие! Но повторюсь, все люди разные, со своими слабостями и сильными сторонами, а частота появления в телевизоре не прибавляет человеку ровным счетом ничего. Среди звезд точно также есть выдающиеся и замечательные люди, а есть и те, с кем, наверное, не хочется общаться.

Цыпкин и кино

Когда человек делает кино, у него три потенциально важные для него аудитории, чья оценка реально имеет значение. Первая – он сам. Вторая – интеллектуальная элита (братья про профессии, фестивальные жюри и умные чуваки, которые имеют суждение). И третья – это народ, то есть массовый зритель.

Плохим кино получается, когда автору оно не нравится, он адски хочет получить одобрение элиты (выиграть фестиваль), но при этом спит и видит, как слесарь в Тамбовской области сдаст в кассу кинотеатра свои триста рублей, и так по всей стране. Повторюсь, при таких раскладах результат всегда – фиаско.

Хорошее кино получается, если оно в достаточной степени нравится автору, и он точно знает, чего все-таки хочет: признания экспертов или народной любви. Более того, иногда кино, снятое для понимающих, внезапно становится народным. Бывает.

Гениальным кино получается только в одном случае: автору важно только собственное мнение, он снимает, чтобы самому себе сказать: «Да, получилось!», и пофиг ему на фестивали и сборы. Такое кино часто выигрывает фестивали и кассу.

Цыпкин и Хабенский

В свое время Константин Юрьевич Хабенский решил, что выступать мы будем в черных костюмах и черных галстуках. Мне идея очень понравилась. Прибываю пафосно на первые чтения, вспоминаю о галстуке уже в гримерке, придумываю со страху теорию, почему лучше будет, если выйду без галстука. Захожу к К.Ю. и собираюсь начать речь. Он на меня смотрит, как рентген, и молча достает второй черный галстук. Я тихо сваливаю.

Стоит ли говорить, что галстук К.Ю. я забрал домой и на следующий концерт приехал и без его галстука, и опять без своего. Степень стыда максимальная. Почти рыдаю. Набравшись смелости захожу к нему в гримерку. Сказать не решаюсь. Он опять молча смотрит, скептически качает головой и достает ВТОРОЙ черный галстук. В итоге галстук К.Ю. я вернул через месяц, а из  шести концертов в США и Канаде три раза забывал свой галстук в  отеле. К.Ю. всегда это знал и молча доставал запасной.

На концерте в Питере выступил по-взрослому. Чтения в Капелле. Накануне работали в Москве. Пить за день до сцены мне К.Ю.  запрещает, но тусить – пока нет. Лег в шесть утра, чуть не проспал поезд, прирулил в «Англетер», решил немного полежать… а за два часа до начала мероприятия надумал повеситься: утром собирался в панике и взял два разных черных ботинка.

Не нашел веревки, задумался об ином выходе. Покупать новые черные ботинки отчаянно душит жаба. Ведь дешевые брать нельзя, я же модник и понторез, значит хоть на один день, а все равно  обувь должна быть дорогая. Мало ли кто в Инстаграм выложит фоточку. Вдруг спасительная мысль. Приехал я в кедах. Черный костюм и кеды – это так стильно и концептуально! Осталось убедить К.Ю.

Представил процесс убеждения: прыгаю как земноводное на сковородке, а К.Ю. холодно отрезает что-то вроде: «Идея плохая, ботинки надевай». Моя ложь всплывает, меня дожаривают. Иду в ДЛТ, ищу скидки. Скидок нет. ПлАчу и плачУ. Прихожу к К.Ю. Думаю не заметит. Ага, конечно.

– Ботинки новые?

Вот ведь…! Мнусь. Каюсь.

– Да, вот купил.

Взгляд меня не отпускает. В нем читаю: «Зная тебя, ты купишь новые ботинки только, если потерял старые, рассказывай все.»

Вот откуда он всегда все знает!! Откуда?!

Сознаюсь. Жду фейспалма и шероховатого «Ох, Цыпкин,

Цыпкин», но получаю задумчивое:

– Зря купил, с кедами отличная идея, позвонил бы, спросил.

Занавес.

А перед выходом на сцену к нам в гримерку зашла директор Капеллы и радостно спросила у меня: «Александр, а вы в курсе, какие артисты здесь до вас проваливались?»

Спасибо, Константин Юрьевич за опыт, отношение и поддержку. А также за литературные правки, режиссуру и, разумеется, блистательное чтение!

Цыпкин и Петербург

Магия Петербурга в том, что он тебе очень нужен, а ты ему… как получится. Скорее нет, чем да. Москва вот искренне обижается, что все ее используют, но не любят, особенно пришлые, Питеру же искренне все равно.
Город, который в любой момент может быть затоплен, живет одним днем, который длится уже 300 с лишним лет, и ему не до наших страстей и переживаний

10 ЗАПОВЕДЕЙ ПИАРЩИКА ОТ Александра ЦЫПКИНА

1.       Пиарщик должен уметь «читать» других людей настолько же лучше обычного человека, насколько хирург лучше оперирует, чем пиарщик. Главное – избегайте хирургов-пиарщиков

2.       Дао пиарщика: идея – превращение ее в слова – вербовка глашатая – отчет

3.       Пол общающихся, даже исключительно по работе, всегда будет иметь большее значение для разговора, чем содержание этого разговора

4.       Если статья непонятна и неинтересна твоей бабушке – это плохая статья. В принципе, бабушка может быть и не твоя. Смысл правила не меняется

5.       Лучше качественный платный материал, чем тоска, размещенная бесплатно. Предположу, что с сексом так же

6.       Если не можешь пропиарить себя – зачем ты вообще пиаром занимаешься? Пиарщик без тщеславия – это сапожник без рук

7.       Все люди считают, что разбираются в пиаре. Просто смиритесь

8.       Пиарить подлость – большая подлость, чем сама подлость

9.       Невозможно доказать, что пиарщик работает плохо. Почти невозможно, что работает хорошо. Если честно, даже доказать, что он в принципе работает – задача непростая. Либо ему веришь, либо нет

10.   Pr – работа для молодых и одиноких

Материал опубликован во втором выпуске журнала «Команда России»

Подпишитесь на рассылку,
чтобы быть в курсе
свежих новостей!


Спасибо!теперь вы подписаны
на наши новости.

Пожалуйста, подтвердите вашу почту пройдя по ссылке из письма.
Перейти к верхней панели